Оборот подарочных карт магазинов в скором времени будет регулироваться ФАСом и Росфинмониторингом

Оборот подарочных карт магазинов в скором времени будет регулироваться ФАСом и Росфинмониторингом
24 Декабря 2018

Национальная платежная ассоциация обратилась с инициативой в Федеральную антимонопольную службу и Росфинмониторинг с предложением ввести регулирование оборота подарочных пластиковых карт магазинов. Об этом "Известиям" рассказала  исполнительный директор НПА Мария Михайлова. Также готовится официальное письмо в Центробанк.

Фактически подарочные карты магазинов уже превратились в платежное средство. Есть примеры, когда торговая сеть выпускает пластик с многоразовым пополнением до одного миллиона рублей. Поэтому оценить объем рынка таких карт из-за отсутствия регулирования сейчас невозможно, комментирует Мария Михайлова. В ассоциации видят риск того, что физические и юридические лица могут использовать подарочные карты магазинов для обналичивания средств.

Как полагают в НПА, решить проблему можно несколькими путями. Один из них — сделать подарочные карты банковскими продуктами с соблюдением всех требований по идентификации. Тогда ретейлеры не смогут их выпускать без сотрудничества с кредитными организациями. Сегодня по законодательству о противодействии отмыванию доходов анонимные карты, которые могут передаваться третьим лицам, кредитные организации могут выпускать на сумму не более 15 тыс. рублей.

Есть и другой вариант — покупатель будет вносить предоплату ретейлеру, после чего картой сможет пользоваться только он сам и передать ее третьему лицу будет невозможно.

В настоящее время предложение ассоциации находится на рассмотрении. В пресс-службе ЦБ газете пояснили, что "подобные идеи периодически высказываются отдельными участниками платежного рынка, однако их целесообразность требует серьезной оценки с точки зрения влияния на конечного потребителя".

На сегодняшний день есть несколько известных схем использования подарочных карт и сертификатов на услуги для отмывания денег. Например: юридическое лицо покупает карты по безналичному расчету оптом на крупную сумму денег. В отчетности фирма  указывает, что эти карты безвозмездно переданы поставщикам каких-либо услуг, которыми пользовалось юридическое лицо. Но на самом деле карты перепродаются на любых площадках в Интернете по сниженному номиналу.

Как рассказала "Известиям" эксперт проекта "Финшок" в рамках национальной программы повышения финансовой грамотности граждан Татьяна Кирик, безымянные карты легко использовать для отмывания денег. Можно определенные суммы из оборота компании направлять на закупки подарков для своих партнеров. А дальше эти карты обналичивать, занимаясь их перепродажей.


Некоторые ретейлеры считают, что регулирование в сфере подарочных карт будет ограничивать в первую очередь потребителей, которые "теряют возможность выбора удобной им формы обмена подарками с родственниками и близкими".

Приглашаем на новый семинар Цифровая налоговая реальность