Возвращение из самоизоляции. Советы для предпринимателей

Возвращение из самоизоляции. Советы для предпринимателей
2 Июня 2020

Прошло больше двух месяцев с момента введения различных ограничений на организацию деятельности в разных отраслях из-за пандемии коронавируса. Сейчас, когда ситуация уже нормализовалась, и ограничения снимаются, возникает очень много вопросов и проблем, связанных с тем, как владельцам маленьких компаний “выплывать” обратно, хотя у части из них стоит вопрос о банкротстве либо сворачивании бизнеса. Мы со своей стороны хотим дать пару очень простых, но в то же время полезных советов, многие из которых предприниматели не знают. Для удобства восприятия они были разбиты на несколько блоков:

Блок 1. Затраты моей компании

  1. Постарайтесь спрогнозировать все текущие расходы своего бизнеса на ближайший квартал или на полгода.
  2. Разделите расходы на две основные категории:
    1. Необходимые для ведения деятельности (аренда, ФоТ, основные поставщики и прочее)
    2. Косвенные расходы (рекламные бюджеты, доп. расходы на персонал, офис и прочее)
  3. Максимально снизьте расходы из второй категории, старайтесь удерживать хотя бы 10-15% от поступающих средств на расчетный счет для закрытия кассовых разрывов, а лучше размещайте их под какие-либо выгодные ставки.
  4. Оцените самым простым способом, в состоянии ли Ваша компания просуществовать 6 месяцев без привлечения доп. финансирования.
  5. Если по пункту 4 Вы понимаете, что профицит неизбежен, необходимо уже сейчас искать средства для финансирования.
  6. Стоит полностью исключить инвестирование в фондовый рынок без каких-либо четких стратегий работы. Подразумевается оголтелое желание вложить средства в акции упавшего рынка с неясным пониманием роста обратно.

Блок 2. Финансовое планирование. Сейчас важно прописать чёткий план развития и движения своего бизнеса минимум на 1 год.

  1. Определите своих основных “якорных” клиентов и тех, кто приносит Вам основную выручку.
  2. Оцените насколько возможно увеличить “чек” с ними, оказывая какие-то дополнительные услуги. 
  3. Все текущие рекламные кампании (особенно бюджеты) и каналы продвижения нужно пересмотреть, хотя бы проанализировать эффективность вливаний туда денежных средств. Еще раз проверьте эффективность этих кампаний и смело отказываетесь от ненужных рекламных кампаний.
  4. Проведите анализ на своем рынке по конкурентам в разрезе:
    1. Кто и что делает сейчас?
    2. Какая финансовая ситуация у конкурентов?
    3. Кто находится на грани банкротства, и можно ли оперативно занять их долю рынка?
  5. Обратитесь к специалистам, если не знаете, как выработать стратегию по данному блоку. В любом случае стоимость услуг будет намного меньше, чем перспектива потерять время или же прийти к банкротству.

Блок 3. Поставщики

  1. Обсудите возможность отсрочки платежей или же пересмотра условий сотрудничества в меньшую сторону со своими поставщиками. В любом случае все заинтересованы в сохранении клиентов. Это позволит Вам на первое время высвободить часть денежных средств на более важные задачи.
  2. Оцените каждого поставщика по необходимости работы с ним. Возможно, от части Вам стоит отказаться, чтобы не распылять средства.
  3. Сейчас самое время заняться поиском альтернативных вариантов, чтобы иметь дополнительный аргумент при переговорах с действующим контрагентом или найти более выгодное предложение.

Блок 4. Персонал

  1. Сейчас важно еще раз оценить, насколько эффективно работают сотрудники (особенно на время удалённой работы).
  2. Прежде чем устраивать сокращения, стоит задуматься над тем, чтобы, например, временно отправить часть людей за штат с сохранением какой-то заработной платы. Это позволит вернуть персонал обратно.
  3. Стоит, в первую очередь, сэкономить на себе, особенно, если Вы пользовались такими благами, как личный водитель, ассистент и прочее. Поверьте, лучше ездить самому, чем сидеть без ценного специалиста, которого с радостью заберет конкурент.
  4. Персонал, который косвенно влияет на работу Вашей компании, лучше перевести на аутсорс (водители, ассистенты, уборщики и прочее)
  5. Не сидите на месте, активно смотрите резюме соискателей на рынке: многие специалисты остались или останутся без работы, их зарплатные ожидания будут ниже, чем раньше.

Блок 5. Банковское обслуживание

  1. Запросите текущие предложения у банков о льготном финансировании и возможности получения овердрафта.
  2. Проанализируйте ежемесячные затраты на банковское обслуживание и сравните с условиями в других банках.
  3. Откройте дополнительные счета для размещения депозитов даже на овернайт. Это потенциально даст вам шанс отбить затраты на банк.

Подводя итог, важно отметить, что сейчас перед всеми владельцами стоит задача максимально оперативно и эффективно проработать стратегию развития своего бизнеса на ближайшее полугодие. Выживет тот, кто будет двигаться вперед и адаптироваться к новым условиям. Нет ничего зазорного в том, чтобы повторно обратиться к специалистам, если Вы чего-то не знаете. Важно понимать: если Вы обращаетесь к специалистам в финансах, необходимо их проверять. Об этом мы постараемся рассказать в следующей статье.

Остались вопросы?
Оставьте заявку и получите ответы на бесплатной консультации со специалистом.

Наши решения