Банки хотят автоматически блокировать карты при получении клиентом подозрительных платежей

Банки хотят автоматически блокировать карты при получении клиентом подозрительных платежей
20 Августа 2019

Российские банки предлагают блокировать карты при подозрении в зачислении на них мошеннически списанных средств. Эксперты считают, что это может ударить по добросовестным клиентам банков.

Ассоциация банков России обсудит поправки к закону «О национальной платежной системе» и антиотмывочному закону. Вице-президент ассоциации Алексей Войлуков рассказал, что предлагается продумать механизм, который даст банку получателя возможность заморозить деньги при подозрении, если они получены мошенническим путем. Сейчас по закону это возможно только в момент списания из банка отправителя.

По словам Войлукова, существует временной промежуток между зачислением средств и снятием их в банкомате, и именно это время будет у банка-получателя на то, чтобы временно заблокировать полученные деньги. Согласно поправкам в закон, банк получателя без согласия клиента-плательщика может «приостановить использование клиентом-получателем электронного средства платежа» до подтверждения законности трансакции.

Если отправитель денег обратился в полицию, то блокировка может действовать 30 дней. Иначе карта получателя будет разморожена через два дня.

Эксперты по информбезопасности выразили сомнения по поводу этой инициативы. По их мнению, срок блокировки в 30 рабочих дней недостаточно обоснован, так как для начала необходимо выяснить реальное время расследования подобных преступлений. Кроме того, не исключены риски злоупотребления правом блокировки карты, если плательщик отправит средства и после обратится в полицию или же банк без оснований задержит средства.

В мае этого года эксперты по информационной безопасности также предупредили о рисках распространения аутентификации по смс: из-за того, что банки стали чаще спрашивать у клиентов присланные в смс коды, люди привыкают называть их, не задумываясь о риске мошенничества.