Бизнес недоволен законопроектом о регулировании крипторынка

Бизнес недоволен законопроектом о регулировании крипторынка
29 Ноября 2018

В последней версии законопроекта «О цифровых финансовых активах» законодатели предлагают обеспечить жесткий контроль со стороны Центробанка над всеми этапами выпуска и обращения цифровых активов. Бизнес недоволен таким решением: по мнению его представителей столь строгое регулирование рынка криптовалюты не решает стоящих перед сферой проблем. Более того, из законопроекта полностью исключены вопросы майнинга и обращения существующих криптовалют, что так же вызывает недовольство.

Суть законопроекта

Госдума планирует приступить к рассмотрению законопроектов, регулирующих рынок криптоактивов, до конца этого года. При этом отмечается, что версия предлагаемого закона регулирует только выпуск, учет и обращение ЦФА (цифровых финансовых активов). Под последними понимаются денежные требования, эмиссионные и ценные права, а также выпущенные в цифровом формате (в виде токенов) права участия в капитале. Сам токен как термин в законопроекте не фигурирует.

Согласно документу, выпускать права участия в капитале в цифровом формате смогут только юридические лица и ИП внутри определенной информационной системы. Операторами последней смогут стать только работающие по российскому праву и включенные в реестр ЦБ юридические лица. Так операторами смогут быть банки и депозитарии. Центробанк, в свою очередь, будет устанавливать правила приобретения цифровых активов неквалифицированными инвесторами.

Внесенные в новую версию законопроекта поправки также будут ограничивать куплю-продажу ЦФА, их обмен на другие токены или иные цифровые операционные знаки: подобные сделки можно будет проводить только через биржи или кредитные организации. Для сделок при этом предполагается создание приватной распределенной информационной системы, а не применение свойственной блокчейн-системам децентрализованных платформ.

Центробанк при этом получит право устанавливать порядок выпуска цифровых активов – цифровых операционных знаков, оборот которых не регулирует разрабатываемый закон. Скорее всего, под ними понимается криптовалюта. Однако эксперты отмечают, что текущая формулировка законопроекта предполагает создание и обращение операционных цифровых знаков только внутри информационной системы, в которой они создавались, и по ее правилам. Это противоречит ключевому принципу популярных криптовалют – свободе передачи и обращения.

В Центробанке же заявляли, что обмен частных криптовалют в России не предусмотрен. Регулятор считает, что обращение ничем не обеспеченных частных криптовалют, не гарантируется ни одним государством. При этом присутствуют высокие риски для потребителей и инвесторов, появляется возможность использования операций с криптовалютами для отмывания денег.

Что не устраивает бизнес в законе о криптовалюте?

В течение всего года в АНО «Цифровая экономика» собирали мнение представителей бизнеса о регулировании криптоиндустрии. По результатам можно сделать выводы, что бизнесмены не видят в рассматриваемых Госдумой законопроектах перспектив для участия зарубежного капитала в российской экономике. Более того, предлагаемые нормы наверняка будут препятствовать привлечение отечественными компаниями инвестиций в виде цифровых активах. Легализации подвергнутся только выпущенные в будущем российские криптовалюты.

По мнению экспертов, это приведет к ограничению российских компаний в доступе к мировому рынку криптокапитала и снизит их конкурентоспособность. Предлагаемый перечень требований для идентификации участников цифровых сделок неоправданно усложняется. Это не позволит привлекать в Россию достаточное количество цифровых инвестиций. Аналитики полагают, что отсылка к нормативам ЦБ в регулировании рынка криптовалют де-факто исключит их из российского легального поля.

Бизнес также недоволен ситуацией, при которой выпуск цифровых финансовых активов в рамках публичной оферты будет осуществляться на условиях Центробанка. Зная о жесткой позиции регулятора в отношении криптовалюты, это приведет к невозможности использования данного инструмента в течение длительного периода времени.

Ситуацию прокомментировали и в «Сколково»: директор департамента развития и планирования фонда, Сергей Израйлит, пояснил, что законопроект не позволит использовать цифровые активы для привлечения зарубежных инвестиций в отечественные технологические стартапы. Для этого необходимо иметь доступ к глобальному крипторынку. В этом случае инвесторы не скованы санкциями и более терпимы к рискам. 

«Шагом вперед» Израйлит назвал создание условий для выпуска и оборота токенов, привязанных к денежным обязательствам. Однако эксперт сомневается, что данный вариант является лучшим при формировании благоприятной для развития цифровых финансовых технологий регуляторной среды.

Попытки бизнеса исправить ситуацию

В РАКИБ были недовольны законопроектом. Ее представители направили в комитет Госдумы по финансовому рынку письмо, с просьбой рассмотреть конный законопроект «О цифровых активах», подготовленный думской рабочей группой экспертов. Разработка проводилась под руководством главы лаборатории Legal Lab в центре блокчейн-компетенций ВЭБа Элины Сидоренко.

Ассоциация полагала, что предложенный документ тоже нуждается в доработке, однако он лишен многих текущих недостатков законопроекта. В частности тех, которые «не решают задачи подготовки комплексного законодательства, в рамках которого описывалась бы вся совокупность бизнес-отношений, возникающих между участниками криптовалютного рынка».

Элина Сидоренко позже рассказала СМИ о ключевом отличии подготовленного ею законопроекта от направленного на рассмотрение в Госдуму варианта: он делит цифровые активы на три категории. Это цифровые знаки, криптовалюты и цифровые ценные бумаги. Ценные бумаги выражают обязательства и другие права, осуществление и передача которых возможна только в рамках законов о рынке ценных бумаг.

Криптовалюта может использоваться как единица учета, предмет купли-продажи, а также средство накопления и обмена на товары и услуги в отношениях с неопределенных кругом лиц. Цифровые знаки выражают имущественные и другие права своих владельцев в рамках гражданско-правовых договоров. Однако стало известно, что предложения РАКИБ рассмотрят лишь в следующем году – сейчас перед законодателями стоит задача принять закон в представленном виде.