Предприниматели тратят пятую часть своей выручки на административные проверки

Предприниматели тратят пятую часть своей выручки на административные проверки
18 Июля 2019

Уже три года в стране продолжается реформа в области контрольно-надзорной деятельности, и четвертый год действует статья 4.1.4 КоАП, согласно которой субъекты малого или среднего предпринимательства за впервые совершенное негрубое правонарушение вместо штрафа наказываются предупреждением. Но как показывает практика, административное давление на бизнес ничуть не ослабло — просто одни виды проверок заменяются другими, а суммы наложенных надзорными органами штрафов достигают порой небывалых величин.

В прошлом году издержки и затраты предприятий всех форм собственности росли. Как следствие - в большинстве регионов страны стало меньше малых и средних предприятий. Эксперты уверены сегодня, что проблема не только в отсутствии недорогих кредитов, но и в деловом климате, административных барьерах, коррупции.

- 170 миллиардов рублей штрафов наложено в прошлом году на предпринимателей по итогам контрольно-надзорной деятельности, - привел цифры советник федерального бизнес-омбудсмена. - Предприниматели говорят: чтобы успешно работать, надо шесть-семь раз в год "топить" свою компанию, то есть ликвидировать, переписывать активы: если под штрафы попадешь, надо сохранить бизнес. Вот так выкручиваются.

По мнению участников проведенного соцопроса, не видят достаточных законодательных гарантий для защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования более 70 процентов бизнесменов. До 66,7 процента к 2019 году выросла доля респондентов, не доверяющих правоохранительным органам. Не снижается и административная нагрузка. Так, 47,1 процента опрошенных считают, что она за последний год увеличилась, а половина респондентов заявили, что за последние три года административные наказания в той или иной степени ужесточились.

Жалуются предприниматели и на то, что мораторий на проведение плановых проверок дал два негативных результата: контролеры из федеральных ведомств (Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, МЧС и других) "ушли в административные расследования", и увеличилось число проверок по инициативе прокуратуры. При этом 12 процентов бизнесменов оценили административную нагрузку более чем в 20 процентов от своей выручки.

- У нас снижается количество плановых проверок, но это замещается ростом внеплановых и иных контрольных мероприятий, - говорит архангельский уполномоченный Ольга Горелова. - 45 процентов предпринимателей в течение одного года переживают от одной до шести проверок. Причем это без учета контроля со стороны налоговиков. И практически половина бизнесменов оценивают свои затраты в связи с этим не менее чем в пять процентов от оборота предприятия.

С другой стороны им возражает заместитель директора департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития РФ Константин Никитин, который полагает, что оценивать надзорную деятельность по количеству штрафов и проверок не стоит. Что касается издержек в результате проверочных мероприятий, то бизнес, по его мнению, не разделяет такие потери, и например, от уплаты налогов.

- Бизнес в совокупности считает, сколько он тратит денег, чтобы соответствовать тем или иным требованиям государства, - говорит эксперт. - Мы впервые в этом году посчитаем издержки бизнеса именно от контрольно-надзорной деятельности. Сейчас прорабатываем методологию, и где-то в конце года мы тестовый расчет покажем и предложим методику для дальнейшего обсуждения.

Также представитель минэкономразвития напомнил, что продолжается обсуждение проекта федерального закона о государственном контроле и надзоре, и призвал все бизнес-сообщество принять участие в этом процессе. Законопроект был разработан еще в 2015 году, прошел одно чтение. Но претензий к нему множество - количество поступивших замечаний перевалило за тысячу. Однако, по словам Константина Никитина, этот закон необходимо принять до конца года, "чтобы не затягивать и не уйти на несколько новых кругов".